Версия для слабовидящих

Полезные ссылки

 

Вместе весело играть!

Подвижные игры в помещении для родителей с детьми 3—7 лет.

          Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домаш­ние дела, соглашаются поиграть. Од­нако игра для ребенка — это не толь­ко удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра оказывает на малыша всестороннее действие. В игре у ребенка развиваются коммуникативные способности, умение уста­навливать с партнерами (сверстниками или взрослыми) определенные взаимо­отношения; в играх воспитывается со­знательная дисциплина, дети приучают­ся к соблюдению правил, справедливо­сти, умению контролировать свои по­ступки, объективно оценивать поступки других. Игра влияет не только на раз­витие личности ребенка в целом, она формирует и познавательные способ­ности, и речь, и произвольность по­ведения.

     Среди огромного разнообразия игр особое место занимают подвиж­ные игры. Важнейшим их достоинством является то, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных че­ловеку естественных движений: ходьбу бег, прыжки, бросание, упражнения с предметами и т. д. и потому являются самым и универсальным и незамени­мым средством физического воспита­ния детей. Подвижные игры — лучшее лекарство для детей от «двигательно­го голода» — гиподинамии.

    В силу большой подражательности дошкольников велика роль постоянного примера окружающих его взрослых, родителей, старших братьев и сестер, других членов семьи — для поддержа­ния стремления регулярно заниматься физическими упражнениями, играть в подвижные и спортивные игры.

     Заниматься с ребенком следует регулярно, систематически. Для здоровья малыша полезно организовать двигательную деятельность утром, че­рез 20—25 минут после завтрака, или в другое удобное время, соблюдая реко­мендации врачей: нельзя активно дви­гаться непосредственно перед едой, сразу после нее, перед дневным или ночным сном.

     Вашему вниманию предлагаются подвижные игры, в которые можно играть с детьми от трех до семи лет в домашних условиях, в небольшом помещении. Представленные игры раз­нообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сю­жет, роли и правила, тесно связан­ные с сюжетом (например, «Пилоты», «Удочка», «Запрещенное движение» и другие); игровые действия в них про­изводятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх предлагаются только дви­гательные задания (например, «Сделай фигуру», «Завернись в ленту» и дру­гие), регулируемые правилами, кото­рые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих — сюжет и действия игра­ющих определены текстом (например, «Дружно по дорожке», «У Меланьи, у старушки» и другие), который опреде­ляет и последовательность движений.

     В приведенных ниже играх количе­ство играющих ограничено двумя участ­никами — мамой и ребенком. В зави­симости от наличия других членов се­мьи и их количества число игроков мо­жет меняться (папа и ребенок, старший брат и ребенок и т. д.) и увеличиваться (например, папа, мама и двое детей). В этом случае инвентарь для игры не­обходимо подбирать в соответствии с количеством игроков.

     Хочется отметить, что игра сохра­няет свое значение и для взрослых: в ней всегда есть элемент нового, нео­бычного, что как бы уводит нас из при­вычной жизни, и мы попадаем в мир детства, туда, где невозможное возмож­но. Кроме того, это почти всегда со­стязание, возможность испытать себя в ином, непривычном в повседневной жизни деле или ситуации.

     Радость, которую вы доставите сво­ему ребенку играя с ним, станет и ва­шей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста (3—4 года)

«Дружно по дорожке»

Инвентарь: цветной шнур, веревка или скакалка длиной 1,5—2 м.

На полу комнаты цветным шнуром, веревкой или скакалкой обозначается линия. Мама с ребенком становятся, друг за другом в начале линии Мама предлагает малышу «погулять по до­рожке». При этом она произносит сле­дующий текст:

Дружно по дорожке,

Дружно по дорожке

Шагают наши ножки: Раз, два, раз, два

Шагают наши ножки.

По кочкам, по камешкам,

По кочкам, по камешкам...

В ямку — бух!

Ребенок двигается вслед за мамой вдоль линии. На слова «по кочкам, по камешкам» они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, руки на пояс; на слова «в ямку — бух!» при­саживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда мама скажет: «Вылезли из ямки», ребенок вместе с ней вста­ет на ноги.

•«За мамой»

Инвентарь: кукла, одетая для про­гулки (шапочка, пальто, ботинки), или машинка на веревочке.

Ребенок становится на ковре рядом с мамой. В руках у мамы кукла или ма­шинка. Мама говорит малышу: «Я иду с куклой (машинкой) на прогулку «Пой­дем со мной!» После этих слов мама начинает движение в обход по комнате, ребенок идет рядом с ней. Че­рез 15—20 секунд мама останавливается, поворачивается лицом к малышу и произносит: «Кукла (машинка) уста­ла, пора отдыхать». Затем мама кладет куклу (веревочку от машинки) на ков­рик, вместе с ребенком присаживается на корточки, складывают руки под ще­кой — «засыпают». Через 10—15 се­кунд мама вновь приглашает ребен­ка «на прогулку» — игра повторяется.

• «Самолеты»

Инвентарь: цветной шнур или ве­ревка длиной 2—3 м.

На полу комнаты шнуром или верев­кой выкладывается круг — это аэродром. Мама объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолеты. Затем она произносит: Самолетики летят

И на землю не хотят.

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнутся.

Самолетики, которых изобра­жают ребенок и мама, расставив руки в стороны, начинают «ле­тать» за пределами круга. Через 20—30 секунд мама говорит:

Вдруг летит большая туча, Стало все темно вокруг. Самолетики — свой круг!

После этих слов мама и малыш бе­гут по кругу — «самолетики садятся на аэродром».

Примечание. После многократно­го повторения игру можно построить в виде соревнования.

•  «Котик к печке подошел»

Мама и ребенок берутся за руки, образуя небольшой кружок. Мама чи­тает стихотворение, показывает дви­жения, вслед за ней движения и сло­ва повторят ребенок.

Котик к печке подошел,

Котик к печке подошел,

Идут по кругу, взявшись за руки.

Горшок каши он нашел,

Горшок каши там нашел,

Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.

А на печке калачи,

Ох, вкусны и горячи!

Останавливаются, поворачива­ются лицом к центру круга, хлопа­ют в ладоши.

Пироги в печи пекутся,

Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.

Они в руки не даются. Выпрямляются, прячут руки за спину.

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет)

•  «Пилоты»

Инвентарь: 2 кегли (или 2 кубика) разных цветов. Мама и ребенок становятся на про­тивоположных концах комнаты, рядом с кеглями. Они — пилоты самолетов, находящихся на разных аэродромах. По команде мамы: «Готовим самоле­ты к полету!» они расходятся по ком­нате, останавливаются каждый у свое­го «самолета», «наливают в баки керо­син» (наклоняются), «заводят моторы» (вращают руками перед грудью) и «ле­тят» (разводят руки в стороны и разбе­гаются по комнате в разных направле­ниях). «Самолеты» находятся «в возду­хе» до тех пор, пока мама не скоман­дует: «Самолеты, на посадку!» После этого мама и ребенок должны быстро добежать до «своих» кеглей — «вер­нуться на свои аэродромы».

•  «Чего не стало»

Инвентарь: 10 игрушек небольшого размера (машинка, кубик, мячик, погре­мушка, матрешка, куколка, птичка и т. п.)

Соревнуются мама и ребенок. На столе перед ними стоят 6—10 игрушек. Мама и ребенок по очереди рассма­тривают их. Затем водящий предлагает игроку повернуться спиной и закрыть глаза, а сам в это время убирает или добавляет 2—3 игрушки. По команде водящего: «Раз, два, три — смотри!» игрок открывает глаза и поворачива­ется лицом к столу Он должен пра­вильно ответить на вопросы водящего: «Какие игрушки исчезли? Больше ста­ло игрушек или меньше? На сколько?» и т. п. Побеждает игрок, который во время игры был более внимательным.

•  «Веселые мячи»

Инвентарь: 2 резиновых мяча ди­аметром 18—20 см.

Мама и ребенок становятся на рас­стоянии 1,5—2 м друг от друга. В ру­ках каждого из игроков по мячу. Мама читает стихотворение:

Мячик мой веселый Прыгает и скачет. Я ладонью бью его, Мячик мой не плачет!

Вверх подброшу мячик, А потом поймаю. Сможешь это повторить? -Я сейчас не знаю.

И выполняет движения согласно тексту — ударяет мячом об пол, под­брасывает мяч вверх и ловит его. За­тем мама предлагает ребенку повто­рить то же самое.

Примечания:

1)  Можно предложить ребенку вы­полнить следующие задания: подбро­сить мяч вверх и поймать его двумя руками; подбросить мяч вверх и пой­мать его правой, затем левой рукой; ударить мяч об пол, хлопнуть в ладо­ши и затем поймать мяч.

2)  По мере освоения ребенком дви­жений рекомендуется подсчитывать ко­личество пойманных мячей.

• «Прыгает — не прыгает»

Инвентаръ: картинки (10x10 см) с изображением зверей, птиц и пред­метов.

Мама и ребенок становятся друг на­против друга на небольшом расстоянии. Мама называет зверей, птиц и пред­меты, которые «прыгают или не прыга­ют». Если она называет то, что прыга­ет (например, лягушка), ребенок дол­жен подпрыгнуть вверх на двух ногах; если назовет то, что не прыгает, ре­бенок должен присесть. Опустить руки вниз, касаясь пола кончиками пальцев. Объяснив ребенку правила игры, мама начинает произносить названия зве­рей, птиц и предметов, одновремен­но с этим показывая картинки:

Кенгуру.

Ребенок подпрыгивает.

Мяч.

Ребенок подпрыгивает.

Заяц.

Ребенок подпрыгивает.

Медведь.

Ребенок приседает.

Стол.

Ребенок приседает.

Воробей.

Ребенок подпрыгивает.

Телевизор.

Ребенок приседает.

Лягушка.

Ребенок подпрыгивает.

Дерево.

Ребенок приседает.

Обезьянка.

Ребенок подпрыгивает.

и т. д.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста (5—6 лет)

•  «Сделай фигуру»

Инвентаръ: записи веселых дет­ских песен («Чунга-чанга», «Жили у ба­буси два веселых гуся» и т. п.), музы­кальный центр.

Мама и ребенок встают на краю комнаты. Мама включает запись пе­сенки на 15—20 секунд. Под музыку мама и ребенок разбегаются по ком­нате, выполняют танцевальные движе­ния. Когда песенка перестает звучать, игроки останавливаются и принима­ют какую-либо позу. Каждый старает­ся угадать, что за фигуру показал его напарник, отмечают наиболее удачную позу. Игру можно повторить 3—4 раза.

•  «Кто самый ловкий»

Инвентаръ: 4 детских стульчика (или 4 подставки высотой 20—25 см), 20—24 пластмассовых кубика (ребро кубика 6—8 см).

На одной стороне комнаты ставят­ся 2 стульчика на расстоянии друг от друга 1 — 1,5 м, мама и ребенок встают около каждого из них. На другой сто­роне комнаты, напротив первой пары стульев, на расстоянии 3—5 м ставятся другие 2 стульчика. На каждый стуль­чик кладется по 5—6 кубиков. По ко­манде мамы: «Раз, два, не зевай, ку­бик на пол не роняй!» игроки берут со стула по одному кубику и быстро идут с ним к другому стулу. Здесь они заби­рают второй кубик, ставят его на пер­вый и несут оба кубика обратно. Этот путь игроки повторяют еще раз с пи­рамидкой (башенкой) из трех, а затем из четырех кубиков и т. д. Игру можно повторить 2—3 раза.

Примечания:

1) Поддерживать рукой можно толь­ко нижний (первый) кубик, поправлять кубики в пути нельзя. 2)  Как только пирамидка из кубиков рушится, игрок прекращает соревнова­ние и выходит из игры.

3)  Результаты каждого игрока можно записывать. Тогда после нескольких по­вторений игры подводятся итоги — кто из игроков набрал больше очков.

•  «Завернись в ленту»

Инвентаръ: лента длиной 4—6 м.

Мама и ребенок прикрепляют кон­цы ленты к своему поясу и расходят­ся на всю ее длину к краям комнаты. Мама командует:

Будем мы с тобой кружиться, Будем вместе веселиться! Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть!

Игроки начинают кружиться, ста­раясь как можно быстрее обвить лен­ту вокруг себя. Побеждает игрок, на­мотавший на себя больше ленты, чем соперник.

•  «Удочка»

Инвентаръ: веревка длиной 1,5—2 м, мешочек с песком весом 120—150 г.

Мама встает в центре комнаты, в руках у нее веревка, к которой при­вязан мешочек с песком — это «удоч­ка». На расстоянии 1,5—2 м от мамы становится ребенок — «рыбка». Мама читает стихотворение:

Я веревочку кручу, Рыбку я поймать хочу. Раз, два, не зевай, Выше ты подпрыгивай!

Мама начинает вращать «удочку» как можно ближе к поверхности пола, ребенок подпрыгивает вверх, стара­ясь, чтобы мешочек не задел его ноги.

Примечания:

1)  Перед игрой мама показывает и объясняет ребенку, как нужно подпры­гивать: сильно оттолкнуться от пола и подобрать ноги.

2) Периодически в игре нужно делать паузы, чтобы дать ребенку отдохнуть.

3)  На непродолжительное время во­дящим может стать ребенок.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

•  «Четыре стихии»

Инвентарь: пластиковый или ре­зиновый мяч диаметром 18—23 см.

Мама и ребенок становятся на расстоянии 1,5—2 м друг от друга. В руках у мамы мяч. Она объясняет ре­бенку что четыре стихии — это зем­ля, вода, воздух и огонь; на земле жи­вут звери, в воде — рыбы, в возду­хе — птицы, в огне не живет никто.

Мама бросает ребенку мяч и про­износит, например, слово «земля». Ребенок сразу же кидает мяч обрат­но маме и называет какого-либо зве­ря, например зайца. Если мама ска­жет «огонь!» и бросит ребенку мяч, то его ловить нельзя, от мяча нужно увернуться.

Примечания:

1)   Мама кидает ребенку мяч не­сколько раз подряд (3—5), постепен­но ускоряя темп.

2)  Если ребенок даст неправиль­ный ответ или затруднится с ответом, то они с мамой меняются ролями (и наоборот).

3)   По мере овладения  правила­ми игры первый водящий выбирает­ся по считалке.

•  «Перепрыгни и пролезь»

Инвентарь: 2 скакалки, 2 малых об­руча диаметром 50 см, кусочек мела или «липучка» длиной 1,5—2 м.

На краю комнаты мелом или «ли­пучкой» обозначается линия старта, за которой на расстоянии 90—100см становятся мама и ребенок. Напро­тив каждого на расстоянии 1 м от ли­нии, перпендикулярно к ней, кладется по скакалке, вытянутой во всю дли­ну. Далее, через 80—100 см кладет­ся по обручу. По команде мамы «Раз, два, три, беги!» игроки быстро подбе­гают к «своим» скакалкам, прыжками на двух ногах с продвижением вперед преодолевают расстояние, равное их длине, добегают до обручей, подни­мают их вверх, пролезают в обручи, кладут их на место, бегом вдоль ска­калок возвращаются обратно к линии старта. Побеждает тот, кто быстрее пересечет линию.

Примечание. Вместо скакалки меж­ду линией старта и обручем можно разложить другие препятствия: круж­ки для перепрыгивания, дуги для под-лезания, кубики для обегания и т. п.

• «У Меланьи, у старушки»

Мама и ребенок встают друг напро­тив друга на расстоянии 80—100 см. Мама читает стихотворение и показы­вает движения, которые ребенок по­вторяет вслед за ней:

У Меланьи, у старушки

«Завязывают платочек» под под­бородком.

Жили в маленькой избушке

Складывают руки «домиком» над головой.

Пять сыновей и пять дочерей

Показывают правую ладошку с широко расставленными пальцами, левая рука на пояс, то ж — с пе­ременой рук.

И все без бровей.

Закрывают брови ладонями обе­их, рук.

Вот с такими носами,

Движением от носа выпрямляют вперед правую руку, потом — левую.

Вот с такими усами,

Сложенные вместе пальцы обе­их рук помещают под носом, затем руки разводят в стороны.

Вот с такими ушами

Выполняют машущие движения кистями рук вперед—назад око­ло ушей.

И все с бо-ро-дой.

Движением от подбородка вы­прямляют вперед—вниз правую руку, то же — левой рукой.

Они не пили, не ели,

Подносят ко рту правую руку, кисть сжата в кулачок, то же -левой рукой.

Друг на друга смотрели

Выполняют полунаклон вперед, руки вперед—в стороны.

И разом делали, как я.

Мама показывает любую фи­гуру или движение, которое ребе­нок повторяет как можно точнее.

Примечания.

1)   По мере освоения правил игры водящим назначается ребенок.

2)   При следующих повторени­ях игры  водящего  выбирают по считалке.

• «Запрещенное движение»

Мама и ребенок становятся в центре комнаты друг напротив дру­га на расстоянии 1 —1,5 м. Мама произносит слова:

Чтобы всем нам

закаляться,

Чтобы нам не захворать, Нужно делать всем зарядку И движенья выполнять!

Кто там спит

в постели сладко? Выбегайте на зарядку! Вы старайтесь, не зевайте, Упражненья выполняйте!

После этого мама начинает вы­полнять разные движения, ребенок должен их повторять. Но одно из движений - «запрещенное», его за мамой повторять нельзя (напри­мер, запрещено выполнять движе­ние «руки к плечам»). Мама дела­ет разные движения, ребенок их повторяет, неожиданно мама вы­полняет «запрещенное движение». Если ребенок повторил его, он со­вершил ошибку, игра останавли­вается. Через 10—15 секунд игра продолжается.

Примечания.

1)  По мере освоения ребенком правил игры можно увеличить темп показа движений.

2)   При  совершении  игроком ошибки игру можно не прекращать, а предложить игроку например, сде­лать шаг вперед, после чего про­должить игру.

3)   «Запрещенные движения» следует менять после 4—5 по­вторений.

Подготовила учитель – логопед МДОБУ д/с № 34 «Солнышко» Дуброва Л. Ф.