Версия для слабовидящих

Полезные ссылки

 

Дела домашние, или обучение в естественных условиях

Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной поддержки или посещением группы. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи.

Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации.

Играем на кухне.

Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы. А мы с вами, конечно, не согласимся.

Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом, совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?

Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?

Что может получиться в результате?

 ·  Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.

·  Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.

·  Поможем научиться терпению.

·  Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.

·  Дадим понять, как заботимся о своей семье.

·  Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.

·  Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным).

·  Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.

 Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.

                                 «Вкусные слова».  

Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку.

Можно точно также поиграть в «сладкие», «горячие», «варёные», «растительные» слова.  

                           «Охота на слова».

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и. т. д.)

На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.

                                  «Помощники».

Как можно одним словом назвать прибор, который … варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

                                 «Готовим сок».

Образуем слово: «Из яблок получается сок… (яблочный), из груш – (грушевый), из слив, из свёклы, из капусты, из …

Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из…(моркови), редечный – из…»

                                     «Покупки».

   Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:

· В каких из этих предметов «живет» звук «Р»? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРРтошке или капусте? В яблоках или в пеРРРРсиках? В аРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРцах?»

·  В каких словах есть звук Л? (Тарелка, ложка, полка, вилка, кастрюля).

·  Назови всё, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить.

·  Что для тебя здесь самое вкусное?

·  Что самое тяжелое? Лёгкое?

                              «Раскладываем и пересчитываем».

   Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов (столько, сколько).

                                «Охотимся на цифры и буквы».

   Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чём помогают?

   А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?

                                        «Придумывалки».

   Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про … старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».

   Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»