Версия для слабовидящих

Полезные ссылки

 

Самое важное дело в жизни ребенка - игра...

Кудрявцева В.М., воспитатель высшей кв.категории

Родители – первые наставники, открывающие ребёнку этот мир. То, ЧТО малыш увидит и, прежде всего, КАК он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания ребёнка.

Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущей извне, и может усваивать её в достаточно большом объёме. По утверждениям специалистов, именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Основной деятельностью ребёнка на данном этапе является игра, и задача родителей – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов самого ребёнка. Ведь именно через игру дети познают окружающую действительность, свой внутренний мир.

Для того, чтобы игра приносила пользу и удовольствие как взрослым, так и детям, очень важно выполнять ряд несложных правил.

©      Игра должна приносить радость и ребёнку, и Вам.

©      Внимание ребёнка неустойчивое, поэтому любая игра должна продолжаться не более 5 – 10 минут, иначе ребёнок теряет к ней интерес.

©      Не заставляйте ребёнка играть, попытайтесь заинтересовать его.

©      Ни при каких обстоятельствах не обижайте ребёнка в игре, не обзывайте его, не насмехайтесь над малышом.

©      Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед кормлением ребёнка.

©      Если планируете игру с использованием каких-либо предметов, приготовьте их заранее и расположите под рукой.

©      Развивающие игры – игры творческие, наберитесь терпения и не подсказывайте ребёнку. Дайте ему возможность самостоятельно выполнить задание.

©      Начинайте с посильных заданий и переходите к более сложным. Это поможет ребёнку почувствовать уверенность в своих силах.

©      Не следуйте слепо инструкциям к игре, учитывайте возможности именно Вашего ребёнка.

©      Чтобы почувствовать трудность предлагаемых ребёнку задач, обязательно выполните их сами.

©      Не сдерживайте двигательную активность ребёнка.

©      Постепенно приучайте ребёнка к аккуратности, просите его навести порядок после игры. Да и саму уборку можно сделать увлекательной игрой.

Здесь собраны игры с детьми от года до трёх лет, развивающие определённые процессы.

Здесь Вы не найдёте игры высокой подвижности, неподходящие для закрытого помещения; для проведения большинства из них не нужно большого пространства, а основная масса не требует также специальной подготовки и сложного оборудования. Инвентарь, который понадобится, можно сделать вместе с детьми.

Играйте с Вашими детьми, и Вы увидите, какую пользу приносит игра Вам и Вашим малышам.

Сюжетно-ролевые игры на социальную адаптацию

Разбуди куклу

Предложите малышу поиграть в утро куклы Даши. Положите куклу в кроватку, накройте одеялом и попросите кроху побыть мамой или папой Даши: разбудить её, умыть, покормить, отвести в детский сад. Помогайте малышу, активно участвуйте в игре, возьмите на себя роль куклы. При умывании можно почитать потешку, соответствующую моменту, перед завтраком подробно обсудите меню куклы. Побуждайте ребёнка говорить простыми законченными предложениями, озвучивать свои действия. Понаблюдайте за ребёнком, возможно, Вы увидите себя таким, каким Вас видит ребёнок.

Игра способствует эмоциональному развитию, формированию социальных навыков.

Добрый доктор Айболит

Предложите малышу поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть ребёнок приведёт на приём свою дочку (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит? Побуждайте ребёнка отвечать на Ваши вопросы, называть части тела, показывать их на игрушке, рассказывать о кукле. Если у Вас есть игрушечный набор «Доктор», назовите все инструменты, которые в него входят, расскажите для чего они. Если набора нет, их можно заменить подручными средствами: карандаш – термометр, ложка – лопатка для горла. Предложите ребёнку поменяться ролями.

Разыгрывать ситуацию «доктор-больной» можно между куклами. Такие игры помогают перебороть детские страхи, возникающие при контактах с врачом.

Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

Поход в магазин

Научите ребёнка «ходить в магазин». Для начала выясните – в какой магазин вы хотите пойти: продуктовый, хозяйственный, «Детский мир». Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку игрушки, коробки, баночки, комментируя свои действия. «Этот кубик будет у нас сливочным маслом. А вот эта коробочка – кукурузными хлопьями. Кольца от пирамидки – это сушки, а детали конструктора - печенье». В следующий раз отправьте кроху в «самостоятельный поход по магазинам». Можно даже вместе составить список покупок и обсудить, для чего они нужны. «Мы будем варить манную кашу. Нам нужно купить молоко, сахар, манную крупу и сливочное масло. К чаю мы купим печенье и конфеты». А Вы можете стать продавцом или кассиром.

Игра способствует развитию воображения, навыков классифицирования.

 Сварим суп

Вам потребуются: вырезанные из картона изображения овощей и фруктов.

Попросите малыша помочь кукле сварить суп. Но, вот ведь беда какая: она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты. Пусть ребёнок сам положит продукты в кастрюлю, посолит и помешает ложкой получившийся суп.

Игра способствует развитию воображения, памяти, навыков классифицирования.

Эмоциональное развитие

Почему люди смеются?

Нарисуйте ребёнку несколько кукол с разными выражениями лица: кукла смеётся, кукла плачет, кукла сердится. Показывая на каждое изображение, спрашивайте у малыша, что делает кукла. Рассматривая смеющуюся куклу, поинтересуйтесь, что могло её рассмешить, вместе с ребёнком придумайте весёлую историю. Показывая на плачущую куклу, спросите, что нужно делать, когда кто-нибудь плачет (пожалеть). Обсудите, что может стать причиной слёз и т.д.

Игра способствует развитию навыков общения, речи, знакомит с эмоциями.

Зайчишка-трусишка

Вспомните героев любимых сказок: лисичку-сестричку, зайчишку-трусишку и серого волка. Поинтересуйтесь у малыша, почему их так называют. Если ребёнок затрудняется ответить, помогите ему: «Почему лису называют хитрой? Потому что она всех обманывает. А заяц самый слабый, у него нет острых зубов и сильных лап, поэтому он всех боится и т.п.»

Спросите ребёнка, кто из перечисленных персонажей нравится ему больше всех. Почему? А кто не нравится? Почему?

Игра способствует развитию речи, эмоциональному развитию.

Пользуясь предложенными примерами, Вы сможете вместе с малышом придумать и другие, не менее увлекательные игры. Успехов!

Развитие внимания

Где твоя игрушка?

Возьмите любимую игрушку малыша. Вместе с ним положите её в определённое место: «Давай положим мишку на диван». Отвлеките ребёнка. Поиграйте с ним во что-нибудь, почитайте, затем спросите: «А, где наш мишка?» и повторите игру в течение дня.

Игра способствует развитию внимания и памяти.

Посади морковку

Вам потребуются две полоски из чёрной бумаги – широкая и узкая, вырезанные из картона изображения морковок – 4 маленьких и 4 больших. Предложите малышу помочь зайке посадить морковку. Большую морковь надо посадить на широкой грядке, а маленькую – на узкой.

Игра учит ребёнка классифицировать предметы по размеру.

Закрой глаза и отгадай

Попросите ребёнка закрыть глаза и отгадать, что вы положили ему в руку. Используйте предметы, различные по размеру, форме, объёму, текстуре и весу: кубик, камень, жёлудь, шишка, овощи, фрукты и т.д.

Игра способствует развитию тактильных ощущений, внимания.

Кто где?

Вам потребуется: две или три картонные коробки, игрушки. Положите в коробки по одной игрушке так, чтобы ребёнок это видел. Спросите: «В какой коробке лежит кукла?», затем поменяйте игрушки местами и повторите вопрос.

Игра способствует развитию внимания и памяти.